Воскресенье, 05.05.2024, 16:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Искусство в школе

Каталог статей

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 1
Показано материалов: 1-1

Синебрюхова Татьяна Владимировна
учитель изобразительного искусства
МБОУ Богдановская СОШ
п. Чистоозерный,
Каменский район,
Ростовская область


Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства
 Человек по сути своей художник, так или иначе,

он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту.
М.Горький


    Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями России – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи связано с формированием духовно-нравственных качеств личности ребенка.
    В современном обществе мы все чаще можем наблюдать, различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, жестокости. Поэтому проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной. Духовно-нравственное развитие – основа всех основ. От того, что вложил учитель в душу ребенка, будет зависеть то, что он сам достигнет в будущем, как будет строить свои отношения с окружающим обществом.
    Развитию духовно-нравственных качеств, целенаправленно способствуют предметы художественно-эстетического цикла, входящие в образовательную область «Искусство». Музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура – это те предметы школьного курса, которые позволяют ребенку соприкоснуться  с миром культуры. Занятия на этих предметах позволяют раскрыть душу ребенка, заложить правильные эмоции, открыть чувственный мир, который поможет отличить добро от зла в современном мире.
     Даже взрослый человек, порой не задумывается о том, что мы живем не только в окружении предметов первой необходимости, созданных условиями технического прогресса, но и в окружении произведений искусства, которые воздействуют на наши органы чувств и формируют личность. Ребенку в этом разобраться еще сложнее. Он живет в среде не замечая ее, и воспринимая как должное. Наша задача, учителей искусства – научить детей воспринимать искусство, чувствовать его, отличать прекрасное от некрасивого. Как же это сделать? Ведь не секрет, что невозможно вложить знания из одной головы в другую. А с чувствами еще сложнее. Душа воспринимает только то, что познала сама, что пережито и прочувствовано. Поэтому нужно способствовать этим моментам. Конечно, в курсе изобразительного искусства огромное количество уроков, связанных с эмоциональными переживаниями. Это темы «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание». Формируют положительные эмоции и уроки, связанные с культурами разных народов. Неотъемлемую часть в формировании личности составляют уроки, связанные с тематикой русской культуры. Сколько красоты и изящества можно уловить в узорах резьбы и  художественной росписи. Но как научит ребенка воспринимать красоту художественного искусства? Этого можно достичь, применяя педагогические условия, которые способствуют формированию духовно-нравственной среды.
    На уроках изобразительного искусства в младших классах, необходимо использовать театрализацию, введение в содержание урока стихов. Это способствует передаче настроения в творческой работе. Музыкальные фрагменты – это средство, которое может наиболее глубоко проникнуть в душу растущего человека, заставить его испытывать определенные эмоции и чувства.
     На занятиях необходимы беседы о сопоставлении красоты и безнравственности в поступках людей, по отношению людей к природе, в произведениях искусства. Рассказы о благородных поступках людей, о героических подвигах, способствуют формированию внутреннего мира детей. Также учителю нужно тщательно отбирать иллюстративный материал к уроку, выбирая художественные произведения, которые способны вызвать эмоции ребенка, проникнуть в его душу.
     Но главным, воспитывающим и развивающим фактором, в младшем школьном возрасте, я считаю, что в большей степени должна являться природа. В первую очередь ребенка необходимо научить видеть красоту в природе, вокруг себя. Начиная с самых первых уроков изобразительного искусства, можно предлагать ребенку вести наблюдения в природе по аналогии с заданной тематикой. Например, перед изучением темы «Изображать можно линией», можно предложить учащимся понаблюдать за строением деревьев, которые растут возле дома, школы. Конечно, выполнить зарисовку понравившегося дерева для ученика начальной школы, это долго и порой сложно. Ребенку предлагается сфотографировать необычное на его взгляд дерево, внимательно рассмотреть его, описать его характер. Некоторые ученики могут, даже сочинить целую историю, связанную с этим деревом. При изучении темы «Изображать можно пятном», дети могут рассматривать облака, угадывая в них различные образы и наблюдать за тем, как они меняются, преобразовываясь в другие. Запомнить некоторые образы, и рассказать о них в классе или принести выполненный эскиз облака. Эти образы дети рисуют с удовольствием, так как здесь они могут проявить свою творческую фантазию на основе наблюдений.  Дети младшего возраста с удовольствием будут наблюдать и за аквариумными рыбками, и за разноцветными жуками, выявляя также их форму, и пытаться подобрать на палитре цветовую гамму полевого цветка. В этом и кроется главная задача – ребенок видит необычное в обычном, в том, что порой совсем не замечал, много раз проходя мимо. Благодаря таким заданиям, ребенок учится приоткрывать свою душу чувственному миру искусства, который отличает завершенная, законченная, гармоническая структура, вызывая чувства духовной радости, эстетического наслаждения. Природа на данном этапе будет выполнять тоже своеобразную роль учителя. Нам, учителям изобразительного искусства, остается помочь таланту раскрыться. Не стоит забывать, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, как в обучении, так и формировании духовно-нравственных качеств. Благодаря урокам изобразительного искусства дети должны осознать, что рисование это не развлечение ради забавы, в творческий, радостный, вдохновляющий труд.

Мои статьи | Просмотров: 168 | Добавил: Sinebrjukhova | Дата: 03.06.2017 | Комментарии (0)

Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0